«Секреты» талантливого мышления
Информация о книге | |
Автор | Мурашковский Ю. |
Серия | Библиотека создания инноваций |
Описание
Книга «„Секреты“ талантливого мышления» содержит результаты многолетних исследований автора в области творчества. На основе анализа нескольких десятков тысяч открытий и изобретений в области науки, техники и искусства создана система из 19 мыслительных процедур, которые обобщают опыт талантливых людей на протяжении всей истории человечества. Основной тезис книги: талантливое мышление не является врожденным качеством, его может освоить и применять на практике любой человек, который этого действительно хочет.
В книге рассмотрены также личные аспекты талантливого мышления и некоторые подходы к воспитанию талантливого человека с раннего детства.
Чтобы понять эту книгу не нужно специальное образование, она понятна даже школьникам старших классов.
Автор — Мастер ТРИЗ, преподаватель, исследователь Юлий Мурашковский.
Содержание
I. Суета вокруг таланта.
Мифы и реальность талантливого мышления.
Как измерять талант. Границы таланта. 9
1. «Научная» мифология 9
2. Магнетизм и гениальность 12
3. Жемчужное зерно таланта 14
4. «Представьте себе, представьте себе...» 15
5. Первые и «первые» 17
6. Загадочный прототип 19
II. Ориентировка на месте.
Измерение таланта. Как изучать талантливое мышление.
Из чего «сделан» талант. 22
1. Измеритель открытий 22
Тренажерный зал 27
2. Таланты... но поклонники 30
3. Областные проблемы 34
Тренажерный зал 38
4. Рождение мысли 43
5. Матрица таланта 45
III. Поле систем.
Умение видеть системный характер объектов и явлений (системность мышления). 48
1. Картография талантливого мышления 48
2. Вертикаль в поле (Принцип иерархичности) 49
3. Ветвистые системы 53
Тренажерный зал 57
4. Строители вертикалей 58
Тренажерный зал 59
5. Времена систем (Принцип эволюционности) 60
Тренажерный зал 63
6. Ранги независимости (Принцип эмерджентности) 64
Тренажерный зал 67
IV. Борьба с проблемами.
Умение решать противоречия 72
1. Волна проблем 72
2. Палка, камень, наконечник... 73
3. Проблемы, проблемы, кругом одни проблемы 74
4. Три пишем – один в уме 76
5. Раздели – и властвовать не надо! 79
Тренажерный зал 85
V. Познаем в сравнении.
Умение управлять ассоциативным воображением.
Умение выстраивать и развивать аналогии.
Умение выстраивать обобщенную модель 89
1. Фундамент новых идей 89
2. Откуда берутся аналогии? 91
3. Искусство ассоциаций 93
4. Путеводитель по складу 95
Тренажерный зал 96
5. Пересекающиеся параллели 101
6. Блеск и нищета аналогий 103
7. Походка хромой богини 105
8. Щелчок в голове 109
9. Мудрость по Платону 111
10. Ступени обобщений 112
Тренажерный зал 113
11. Линия развития наших представлений 116
Тренажерный зал 119
VI. Меньше некуда.
Умение выстраивать минимальную модель рассматриваемого
объекта или явления. Умение видеть иерархические и временные
границы свойств объектов. 122
1. Кирпичики представлений 122
2. Дегустация научных коктейлей 123
3. Совет Диогена 126
4. Что изучаем, то и получаем 128
Тренажерный зал 132
5. Системные качели 136
6. Между первой и второй… 137
7. Химия, химия… 141
VII. Зеркала в голове.
Умение не относить факт к известной модели.
Умение преодолевать надмодель или менять ее.
Умение выходить в надсистемы представлений.
Умение выявлять абсолютную модель явления,
а затем отказываться от нее. 145
1. Сила моделей 145
2. Да будет свет! 148
3. Кроме света 152
Тренажерный зал 153
4. Свой среди своих 155
5. Вертикаль власти представлений 158
6. Борьба за эфир 161
7. Откуда берутся надмодели 164
8. Священные коровы представлений 171
9. Фабрики абсолютов 173
10. Нарушители спокойствия 176
Тренажерный зал 181
11. Как ускользнуть от надмодели 183
VIII. Этажом выше!
Умение переходить от рассмотрения одного объекта к
рассмотрению групп и множеств объектов. Умение оперировать
одновременно несколькими параметрами. Умение переходить от однопараметрических систем к многопараметрическим. 192
1. Объединяя усилия 192
2. Исчезающие системы 194
3. В поисках сладкого уксуса 196
4. Умножение представлений 200
Тренажерный зал 203
5. Групповая терапия 205
6. Объединение... дроблением 210
Тренажерный зал 211
7. Один в поле не фактор 214
Тренажерный зал 221
IX. И более, и менее.
Умение неограниченно увеличивать и уменьшать любые параметры
объектов и явлений. 223
1. На расстоянии вытянутой руки 223
2. В тисках знакомого мира 225
3. Количественные революции 227
Х. Ах, время, время.
Умение развертывать представления во времени.
Умение видеть процессы, а не только события или состояния.
Умение переходить от рассмотрения онтогенеза к рассмотрению
филогенеза. 233
1. Четвертое измерение 233
Тренажерный зал 243
2. Двойное время 246
3. Развитие развития 250
4. Глазами инопланетян 253
Тренажерный зал 256
XI. Качества-помощники.
Умение придумывать терминологию. Умение оперировать большим
массивом информации. Умение видеть недостатки построенной модели.
Смелость мышления. 258
1. Слова и дела 258
2. Слова-убийцы 261
3. С чего начинается новое 263
4. Перст указующий 265
5. «Конструктор» для терминов 266
Тренажерный зал 270
6. Куда доведет язык 271
7. Правила неправильной речи 274
Тренажерный зал 279
8. Спасительная картотека 282
9. Плантации концепций 287
10. Вред от пользы, польза от вреда 289
11. Возраст гениальности 291
12. На ловца и зверь бежит 292
13. Верю – не верю 294
14. Свет мой, зеркальце, скажи… 297
15. Стандарты для «белых пятен» 299
16. Курица для яйца 300
16. Геометрия «белых пятен» 303
Тренажерный зал 311
17. Смелость города берет 312
18. Заячья храбрость 315
19. И всё же… 320
20. Хроника пожизненного единоборства 324
XII. Человек – это звучит…
Роль эмоций в творчестве. Масштаб Личности. Некоторые предпосылки формирования Творческой Личности в детстве. 329
1. Двигатель или тормоз? 329
2. Масштаб Личности 334
3. Путь Личности 339
4. Начало начал 342
5. Все за одного 347
6. Есть многое на свете, друг Горацио… 348
7. Эстафета мышления 349
Заключение 353
Не прощаясь… 354
Приложение 355
Концепция Талантливого Образования. Основные принципы. 355
Характеристики
Информация о книге | |
Автор | Мурашковский Ю. |
Серия | Библиотека создания инноваций |
Формат | 70×100/16 |
Объем, стр | 376 стр. |
Книга «„Секреты“ талантливого мышления» содержит результаты многолетних исследований автора в области творчества. На основе анализа нескольких десятков тысяч открытий и изобретений в области науки, техники и искусства создана система из 19 мыслительных процедур, которые обобщают опыт талантливых людей на протяжении всей истории человечества. Основной тезис книги: талантливое мышление не является врожденным качеством, его может освоить и применять на практике любой человек, который этого действительно хочет.
В книге рассмотрены также личные аспекты талантливого мышления и некоторые подходы к воспитанию талантливого человека с раннего детства.
Чтобы понять эту книгу не нужно специальное образование, она понятна даже школьникам старших классов.
Автор — Мастер ТРИЗ, преподаватель, исследователь Юлий Мурашковский.
Содержание
I. Суета вокруг таланта.
Мифы и реальность талантливого мышления.
Как измерять талант. Границы таланта. 9
1. «Научная» мифология 9
2. Магнетизм и гениальность 12
3. Жемчужное зерно таланта 14
4. «Представьте себе, представьте себе...» 15
5. Первые и «первые» 17
6. Загадочный прототип 19
II. Ориентировка на месте.
Измерение таланта. Как изучать талантливое мышление.
Из чего «сделан» талант. 22
1. Измеритель открытий 22
Тренажерный зал 27
2. Таланты... но поклонники 30
3. Областные проблемы 34
Тренажерный зал 38
4. Рождение мысли 43
5. Матрица таланта 45
III. Поле систем.
Умение видеть системный характер объектов и явлений (системность мышления). 48
1. Картография талантливого мышления 48
2. Вертикаль в поле (Принцип иерархичности) 49
3. Ветвистые системы 53
Тренажерный зал 57
4. Строители вертикалей 58
Тренажерный зал 59
5. Времена систем (Принцип эволюционности) 60
Тренажерный зал 63
6. Ранги независимости (Принцип эмерджентности) 64
Тренажерный зал 67
IV. Борьба с проблемами.
Умение решать противоречия 72
1. Волна проблем 72
2. Палка, камень, наконечник... 73
3. Проблемы, проблемы, кругом одни проблемы 74
4. Три пишем – один в уме 76
5. Раздели – и властвовать не надо! 79
Тренажерный зал 85
V. Познаем в сравнении.
Умение управлять ассоциативным воображением.
Умение выстраивать и развивать аналогии.
Умение выстраивать обобщенную модель 89
1. Фундамент новых идей 89
2. Откуда берутся аналогии? 91
3. Искусство ассоциаций 93
4. Путеводитель по складу 95
Тренажерный зал 96
5. Пересекающиеся параллели 101
6. Блеск и нищета аналогий 103
7. Походка хромой богини 105
8. Щелчок в голове 109
9. Мудрость по Платону 111
10. Ступени обобщений 112
Тренажерный зал 113
11. Линия развития наших представлений 116
Тренажерный зал 119
VI. Меньше некуда.
Умение выстраивать минимальную модель рассматриваемого
объекта или явления. Умение видеть иерархические и временные
границы свойств объектов. 122
1. Кирпичики представлений 122
2. Дегустация научных коктейлей 123
3. Совет Диогена 126
4. Что изучаем, то и получаем 128
Тренажерный зал 132
5. Системные качели 136
6. Между первой и второй… 137
7. Химия, химия… 141
VII. Зеркала в голове.
Умение не относить факт к известной модели.
Умение преодолевать надмодель или менять ее.
Умение выходить в надсистемы представлений.
Умение выявлять абсолютную модель явления,
а затем отказываться от нее. 145
1. Сила моделей 145
2. Да будет свет! 148
3. Кроме света 152
Тренажерный зал 153
4. Свой среди своих 155
5. Вертикаль власти представлений 158
6. Борьба за эфир 161
7. Откуда берутся надмодели 164
8. Священные коровы представлений 171
9. Фабрики абсолютов 173
10. Нарушители спокойствия 176
Тренажерный зал 181
11. Как ускользнуть от надмодели 183
VIII. Этажом выше!
Умение переходить от рассмотрения одного объекта к
рассмотрению групп и множеств объектов. Умение оперировать
одновременно несколькими параметрами. Умение переходить от однопараметрических систем к многопараметрическим. 192
1. Объединяя усилия 192
2. Исчезающие системы 194
3. В поисках сладкого уксуса 196
4. Умножение представлений 200
Тренажерный зал 203
5. Групповая терапия 205
6. Объединение... дроблением 210
Тренажерный зал 211
7. Один в поле не фактор 214
Тренажерный зал 221
IX. И более, и менее.
Умение неограниченно увеличивать и уменьшать любые параметры
объектов и явлений. 223
1. На расстоянии вытянутой руки 223
2. В тисках знакомого мира 225
3. Количественные революции 227
Х. Ах, время, время.
Умение развертывать представления во времени.
Умение видеть процессы, а не только события или состояния.
Умение переходить от рассмотрения онтогенеза к рассмотрению
филогенеза. 233
1. Четвертое измерение 233
Тренажерный зал 243
2. Двойное время 246
3. Развитие развития 250
4. Глазами инопланетян 253
Тренажерный зал 256
XI. Качества-помощники.
Умение придумывать терминологию. Умение оперировать большим
массивом информации. Умение видеть недостатки построенной модели.
Смелость мышления. 258
1. Слова и дела 258
2. Слова-убийцы 261
3. С чего начинается новое 263
4. Перст указующий 265
5. «Конструктор» для терминов 266
Тренажерный зал 270
6. Куда доведет язык 271
7. Правила неправильной речи 274
Тренажерный зал 279
8. Спасительная картотека 282
9. Плантации концепций 287
10. Вред от пользы, польза от вреда 289
11. Возраст гениальности 291
12. На ловца и зверь бежит 292
13. Верю – не верю 294
14. Свет мой, зеркальце, скажи… 297
15. Стандарты для «белых пятен» 299
16. Курица для яйца 300
16. Геометрия «белых пятен» 303
Тренажерный зал 311
17. Смелость города берет 312
18. Заячья храбрость 315
19. И всё же… 320
20. Хроника пожизненного единоборства 324
XII. Человек – это звучит…
Роль эмоций в творчестве. Масштаб Личности. Некоторые предпосылки формирования Творческой Личности в детстве. 329
1. Двигатель или тормоз? 329
2. Масштаб Личности 334
3. Путь Личности 339
4. Начало начал 342
5. Все за одного 347
6. Есть многое на свете, друг Горацио… 348
7. Эстафета мышления 349
Заключение 353
Не прощаясь… 354
Приложение 355
Концепция Талантливого Образования. Основные принципы. 355
Информация о книге | |
Автор | Мурашковский Ю. |
Серия | Библиотека создания инноваций |
Формат | 70×100/16 |
Объем, стр | 376 стр. |